Раздел: доклады по москвоведению
Рейтинг: 3
Размер: 26.34 Кб
Скачано раз: 3

доклад на тему "Храм Христа Спасителя в Москве"

Храм Христа Спасителя в Москве.

        Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каж-

дого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счас-

тливо, у других - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает дромати-

чной. Жизнь кафедрального собора - таков официальный статус храма Христа

спасителя в Москве - была яркой, бурной и по исстене трагической.

      Мысль о строительстве храма родилась в ходе войны с Напалионом, кото-

рая получила название в ходе войны Отечественной, и связана с победой, опре-

делившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на

развитие мировой истории.

     Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм-памятник

Христу - Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поко-

лений муки,жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были привлечены

лучшие художественные силы, а закладка и освящение собора превратились

во всенародный праздник.

     В двух турах конкурса принимали участие выдающиеся русские архитек-

торы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, К.Тон... Фасады

храма оформляли скульпторы А. Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт, а ин-

терьеры расписывали более 30 прекрасных художников, среди которых:А. Мар-

ков, В. Верещагин, Г. Семирадский, Т. Нефф, В. Суриков, И. Крамской и другие.

     В храме Христа Спасителя проходили все главные юбилеи и торжества.

Задуманный как храм - памятник, он выполнял только религиозно - нравствен-

ные  функции, а был по исстене культурно - просветительным центром. Здесь

отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рож-

дения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия

памятнику великому писателю.

      В стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г. Чеснокова,

звучал голос замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова, ко-

торый первым был удостоен звания «Великий архидиакон».

      После революции в храме Христа проходил чрезвычацныц епархиальный

съезд, а затем и Всеросийскиы Поместный Собор, где после более чем 200-лет-

него перерыва на Руси было восстановлено патриаршество.

      Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный на

первый взгляд факт, что памятник такого высокого нравственного значения,

воспринимавшийся народом как национальная святыня, был разрушен, превра-

щён в груду камней, и даже память о нём пытались уничтожить.

     На рубеже 20 и 30 годов  XIX века Москва, как и другие города России, по-

теряло множество ценнейших архитектурных памятников. Неузнаваемо изменились тогда панорамы русских городов: они лишились самой харрак-

терной их особенности - выразительного силуэта. Разрушенные до основания,

обезображенные, приспособленные наскоро под склады , мастерские,гаражи,

обезглавленные со снятыми крестами храмы - это тоже наша история.

По отношению к ним, снесённым, взорванным, ставшим подобно классам, сос-

ловиям, народам, жертвами репрессий, наше запоздалое покаяние может

выразиться единственным способом - восстановлением памяти о них.

    Сегодня уже много сделано и предпринимаются немалые усилия для того,

чтобы определить состав и объёмы утраченного, чтобы осознать, чего мы

лишились безвозвратно и что ещё можно восстановить. Событие последних

лет резко усилили никогда не угасавший полностью интерес к трагической

судьбе храма Христа Спасителя.

                                                 Первый конкурс

    Один из величайших представителей петербургского классицизма,создавший

свои лучшие работы во второй половине XVIII столетия Джакомо Кваренги

(1744-1817) представил проект храма Христа Спасителя в духе Пантеона.

    Таким образом, символика Пантеона как национального храма - памятника

в проекте Кваренги неотделима от символа вечности и Бога. Символика форм

подчёркивала мемориальный характер здания, практически лишённого приз-

ноков русского православного храма.

     Остальные известные нам проекты первого тура конкурса храма Христа Спасителя тяготеют к иному образу - собору святого  Петра в Риме, вклю-

чая и проект Витберга. Что же касается сохранившихся в большом количес-

тве проектов  А. Н. Воронихина, то они представляют, пожалуй, наиболее оригинальные, отмеченные поисками беспрецендентныхт решений, работы.

     Проект Воронихина не мог быть принят к исполнению не только из-за

смерти архитектора, не успевшего его доработать. Он не мог быть принят прежде всего по тому, что фиксировал зарождение нового, а не выражал с

максимальной примотой общепринятое.

     Победа над Наполеоном осознаётся как победа русского народа и одно-

временно - как событие, имеющие важное общечеловеческое значение. Архи-

тектура, выражающая подобное умонастроения, облекается в формы, со-

ответствующие этому значению - ордерные, классические.

     Именно по этому победа на первом туре конкурса на проект храма Христа Спасителя досталась А. Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать

событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих

ценностей христианства.

    Итак для Витберга на..............